tree_background

Дерево знаний

Научно-образовательный проект. Концентрат знаний в форме дерева (графа) знаний.

Мы хотим поделиться своей находкой, столь же необычной, сколь и, надеемся, необходимой. Это касается представления знаний.

Знание — это реальное положение дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами.

С древнейших времен знания передавались человеку в форме текстов, содержащих, как само знание, так и его аргументацию, на бумаге. С развитием технологий появились аудио и видеоматериалы. Но, по-прежнему, знание и его обоснование, т.е. другие знания, идут в большом потоке символов, звуков,изображений.

Интернет предлагая огромное море информации, казалось бы, дает такие же огромные возможности для образования. Но, это не совсем так.

Строго говоря, все то, что мы можем прочитать, услышать, увидеть, всё это ещё не знания, а всего лишь информация. Знанием она станет только тогда, когда человек вдумчиво поработает с ней. Тогда, в сознании человека сформируется система из, самого знания и связанных с ним доводами (аргументами и контраргументами). Последние, в свою очередь, тоже являются знаниями со своей аргументацией и т.д.

Интернет – не только море информации, но и свалка, где среди множества материалов, выданных по запросу, во многом дублирующих друг друга, очень не просто выбрать нужный, самый полный, добротный, надежный материал. Поэтому нелегко заставить себя углубиться в его изучение – есть сомнение, а вдруг где-то более четко, лаконично об этом сказано. И скользишь по диагонали. Знание при этом почти не образуется.

А, смартфоны! Большинство людей, в основном, используют именно их. Читать большие тексты на маленьких экранах очень неудобно.

Информационный перегруз породил серьезную проблему: клиповое мышление, т.е. мышление, ориентированное только на очень короткие видео, аудио, тексты. Не станет ли интернет причиной интеллектуальной деградации людей?

Нет, не станет! Интернет создал проблему, он ее и решит. Новая технология решает проблему клипового мышления. В дереве знаний почти нет текстов. А те, что есть, играют вспомогательную роль. Основной объект, называемый знанием это, как правило, одно предложение. Знания бывают разных видов: тезис (утверждение), факт, цитата и т.д. Если знание нуждается в обосновании, то это означает, что оно связано с другими знаниями связями видов «Аргумент», «Контраргумент» и т.д. Так образуются иерархические системы знаний. Как и у обычных текстов у каждого знания есть свои автор.

Новые возможности нашей технологии:

  • Нет утомительных текстов
  • В отличие от текста, несущего информацию, мы даем уже готовые знания, где уже явно присутствует как само знание, так и доводы «за» и «против» его.
  • В учебном процессе такие поддеревья можно использовать в качестве готовых конспектов.
  • Наша технология – средство проведения дискуссий, бесконечных во времени, в результате которых рождаются новые ветви дерева.
  • Наша технология – реализация коллективного интеллекта, когда Дерево знаний строится силами многих экспертов, при абсолютной прозрачности вклада каждого из них.

Главная новизна технологии в том, что если ранее интернет давал нам информацию, то теперь он даст готовые знания.

Наступает время умного интернета, время социального разума.

Дерево